Шинирующие конструкции

 
Запись на приём
баннер госуслуги

баннер против коррупции

Минздрав

баннер профилактика спида

баннер останови ВИЧ

Шинирующие конструкции в комплексном лечении заболеваний пародонта.

Кудинова Н.А., Иванов А.С., Данилова Л.Н., Троицкая Г.Н.
МБУЗ «Стоматологическая поликлиника №1 г. Ростова‑на‑Дону»

Ортопедический компонент в комплексном лечении пародонтоза заключается в изготовлении больному шинирующих конструкций по показаниям. Во многих случаях стоматологи-ортопеды после обследования больного приступают к изготовлению постоянных, шин, что не всегда бывает обосновано. В клинической практике порой трудно бывает решить вопрос о том, какие зубы включать в шинирующий аппарат, а какие удалять или оставить вне шины. При различных степенях атрофии костной ткани альвеолярного отростка и при различной степени подвижности зубов, вопрос может быть решен как в пользу сохранения зубов, так и необходимости их удаления. В условиях поликлиники рентгенограмма и данные объективного обследования часто не дают однозначного решения этого вопроса. Единственным верным путем в таких случаях будет изготовление временных шинирующих конструкций, которые выполняют несколько функций. Так, изготовленные временные шины уже на первых, этапах лечения пародонтоза стабилизируют положение зубов в зубном ряду, нормализуют взаимоотношения с зубами-антагонистами. Они способствуют равномерному распределению нагрузки на пародонт в пределах шинированной группы зубов. Как правило, временные шины мы фиксируем в полости рта больного, не дожидаясь окончания терапевтического и хирургического этапов лечения пародонтоза. Особенно важное значение приобретает при патологии пародонта временное шинирование в комплексе с непосредственным протезированием. Кроме всего прочего, мы считаем временное шинирование диагностическим, методом, указывающим на правильный путь к изготовлению постоянной шины или шины-протеза. При пользовании временной шины выявляются зубы, способные нести функциональную нагрузку или, при соответствующей клинической картине, будет решен вопрос об удалении зубов, осложняющих патологию. В связи с тем, что временная шина используется только в начальном периоде комплексного лечения пародонтоза, шина должна иметь, по возможности, невысокую стоимость для больного, относительную простоту в изготовлении. Шина не должна препятствовать терапевтическому и хирургическому лечению. Необходимо стремиться к тому, чтобы подготовка зубов к шинированию была максимально щадящей твердые ткани и не влекла за собой эстетических дефектов. Шина должна удовлетворять клиническим требованиям. При окончании лечения или в случае необходимости замены имеющейся временной шины другой конструкцией, процесс снятия шины должен быть простым и атравматичным. Данным требованиям вполне удовлетворяют временные шины, изготовленные из полимерных материалов (пластмасс как горячей так и холодной полимеризации) в чистом виде или армированных стекловолокном. В связи с тем, что в твердых тканях зубов, покрытых пластмассой, нередко возникает кариозный процесс, рекомендуем перед фиксацией пластмассовой шины провести профилактический курс лечения препаратами фтора.

Нами проведено шинирование зубов у 30 больных с патологией пародонта. Оценка результатов шинирования проводилась на протяжении от 1 месяца до 1,5 лет, после мероприятия. Нами не выявлены существенные преимущества шин, изготовленных лабораторным путем из пластмасс горячей полимеризации (в 5 случаях). Для шинирования отдельных групп зубов у 10 больных мы применяли композиционные материалы «Filtek Supreme» и «Gradia Direct» с предварительным препарированием ложа для композита и без препарирования. Материал наносился по типу плащевого покрытия на оральную поверхность фронтальной группы зубов или на жевательную поверхность боковых групп зубов, формируя перемычки в межзубных промежутках. Внешняя поверхность покрытия оформлялась окклюзионными движениями. В 5 случаях, когда между зубами были широкие тремы, мы изготовили интердентальные шины на основе композитов, аримрованных стекловолокном. У пяти больных было проведено непосредственное протезирование 1-2-х фронтальных зубов в сочетании с шинированием фронтальной группы. Для этой цели была использована балочная конструкция из стекловолокна, погруженная в препарированное ложе и укрепленная композитом. Искусственные зубы подбирали из стандартных гарнитуров и укрепляли на промежуточной части балки самотвердеющей пластмассой, слегка захватывающей вестибулярную и оральную поверхности зубов, ограничивающих дефект.

Изготовленные шины и шины-протезы отличались достаточной прочностью, высокими эстетическими показателями. Процесс изготовления таких конструкций происходит в одно посещение больного и не требует участия зуботехнической лаборатории. Отсутствует травма, часто сопутствующая получению слепков. В случаях поломки шины (на протяжении 1,5 лет мы встретились с 4-мя случаями), шина легко восстанавливается тем же композитом. В 4-х других случаях возникла необходимость в отмене шины или в изменении конструкции шины, имеющаяся конструкция разрушалась разрезанием вулканитовым диском по межзубным промежуткам.

Таким образом, примененные нами конструкции временных шин часто становились в ряд постоянных или могли легко трансформироваться при необходимости. Простота и быстрота изготовления подобных шин позволяет применять их в условиях любой стоматологической поликлиники при наличии соответствующих материалов.

Литература:

  1. Балалаева Н.М., Березина Н.А. Особенности изготовления интердентальной шины из “Риббонд”. Стоматология 21 века. Новейшие технологии и материалы. Пермь, 2000. Стр 166-167.
  2. Грудянов А.И. Профилактика воспалительных заболеваний пародонта. М. МИА 2007. Стр. 80.
  3. Трезубов В.Н., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. Учебник для медицинских вузов. 7-ое изд. СПб, 2006. Стр. 592.

Сборник Материалов XIV Всероссийского научно‑практической конференции
«Актуальные Вопросы Стоматологии – 2015».